искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—329

перемешивается с комическим, уживается с ним. Уяснить этот сокровенный смысл народной драмы, эту ее традицию, придать ей всю стройность в целом построении пьесы, сохраняя определенность интермедии, как это сделал вслед за народным театром А. Ремизов, — это большая заслуга стилизатора (стр. 114).

Отметить можно и еще одну черту. Большой знаток народной жизни, Гл. Успенский, обратился к романистам с советом: «Пожалуйста, господа романисты, берите краски для романов, которые пишете вы рабочему одинокому человеку, еще гуще, еще грубее тех, которые вы брали до сих пор... Не церемоньтесь... рисовать все, что есть хорошего в жизни, самыми аляповатыми красками, доводить черты красивого, великого до громадных размеров, чтобы нам видно было их из такой страшной дали» («На старом попелище»). Сохранение в стилизации этой особенности психологии читателя и зрителя из народа — опять-таки большое достоинство стилизатора. Особенно это нужно сказать про театр. Не все из этого сохранено А. Ремизовым, как было указано выше. Но основной тон психологии народного восприятия, отражение этого в творческой манере сохранено и подчеркнуто (стр. 115—116).

Особенно эта черта важна, конечно, при постановке пьесы. А думается, что достоинства стилизованной пьесы заставят обратить внимание на нее театральных деятелей. Театр увидит Царя Максимилиана. Правда, это не народный театр, но близкий к народному.

В этом направлении А. Ремизов произвел большую работу. Он изучил пьесу. Свод В. Бакрылова не закрыл вариантов. Они изучены. Изучена и литература вопроса, создавшаяся около этой любопытной пьесы. Об этом говорит послесловие А. Ремизова — «Портянка Шекспира» (стр. 109—119) и тот хороший указатель литературы Царя Максимилиана, какой приложен к изданию (стр. 121—126).

Среди народных драм «Царь Максимилиан» — одна из популярных пьес. Встречаемся с ней на разных концах широкой России. Живучесть ее, — а мы знаем записи и 1911—12 г.г. в Полтавской губ., — любовь к ней говорят за ее близость к народу. И выбор этой пьесы для переделки вообще, а в настоящее время в особенности, нельзя не признать удачным, подсказанным чуткостью к народному творчеству.

В прежнее время — лет 12—13 тому назад — в Петербурге возникла мысль воссоздать старинный театр. Много