искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—320

рус. музыки, так мало изученной, мало известной, но тесно связанной с ходом нашей культуры, можно только приветствовать. Необходимо отметить также и то соображение, что «время не терпит отлагательств» (стр. 13). Действительно, надо спешить — и не только потому, что уходят современники и уносят живые образы великих людей, но надо лелеять и реликвии: им грозит опасность.

С этой стороны нельзя не признать удачным и подбор содержания «Сборника». Сюда, кроме вводной статьи И. Глебова, разъясняющей цели и задачи всей серии, вошли сырые материалы о Чайковском — «Письма к А. И. и Н. А. Губерт», вскрывающие интимную жизнь композитора со всей мягкостью его: душевной организации, «Из воспоминаний о П. И. Чайковском» Н. Кишкина, освещающие тоже интимный момент его жизни — его женитьбу. Воспоминания эти дополняют «Письма» новыми штрихами душевной жизни. Нельзя не увлекаться дословно приведенным в воспоминаниях рассказом Чайковского о своей женитьбе в период творчества Евг. Онегина. «Весь погруженный в композицию, я до такой степени сжился с образом Татьяны, что для меня она стала рисоваться, как живая, со всем, что ее окружало. Я любил Татьяну и страшно негодовал на Онегина» (стр. 119). В этот момент он получает письмо от Милюковой... «В моей голове все это соединилось с представлением о Татьяне, а я сам, казалось мне, поступал хуже Онегина» — и т. д. Это и было первой ступенью к несчастливому браку. Но как эти строки характерны для самого Чайковского и для момента его творчества, полного увлечением милым образом Татьяны. Как близок Чайковский здесь к настроению самого Пушкина (гл. III, строфы XXIVXXXI).

«Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою», (гл. IV, стр. XXIV).

 

И в полной гармонии с этим настроением — его любовь к ландышам: его стихотворение «Ландыши», написанное им в 1878 году (стр. 89—91). Много дадут эти материалы для уяснения творений Чайковского, его музыки, которую он ставил выше поэзии: «стихотворение никогда не может быть вполне серьезно, вполне вылиться из души. Законы стихосложения, рифма (особенно рифма) обусловливают деланность... При внимательном анализе, во всяком стихотворении можно найти строки, существующие только для рифмы» (стр. 91)… Поэтому я скажу, что музыка все-таки бесконечно выше поэзии».