искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—308

БИБЛИОГРАФИЯ И КНИЖНЫЕ НОВОСТИ

 

Театральная пресса 1917—1919 г.

Библиографический очерк Л. К. Ильинского.

 

При широком развитии театрального дела, при высокой его постановке, — театральная журналистика в России не дала серьезного органа. Театральные журналы преследовали в большинстве случаев цели практического осведомления о жизни театра. Но эта жизнь отливалась часто в уродливые формы рекламы. Серьезному знатоку театра, теоретику его трудно было отдохнуть душой.

Можно было думать, что революция поведет по ином направлению мысли о театре и создаст новый театральный журнал.

«Новый театр должен быть на высоте античного по простоте архитектуры пьесы и по высоте религиозно-философской мысли, но без чуждой нам декламаторской монотонности греков. Он должен обладать всей пышностью внешних и психологических красок Шекспира, но без чрезмерной объективности, ибо, держась ее, только титану возможно играть положительную культурную роль. Он будет проникнут гражданским и культурным пафосом лучших произведений Шиллера, без его сантиментальной умеренности, связывающей крылья его полета.»

Это — слова руководителя театрального дела. В зависимости от сознания необходимости внутренней реформы стал вопрос и о внешнем переустройстве театра. Те искания нового театра, что мы находим в «Сборнике о театре», казалось, могли осуществиться. Театр мыслится творческим. Рампы нет. Зритель и артист сливаются в одну душу. Нет театра классового, нет театра народного, — есть единый социалистический театр.

Если прочитать книжку В. Керженцева  — «Творчески театр» (М. 1919 г.), то кажется, так оно и должно быть. Дело лишь за пропагандой идей нового театра в широких кругах. Дело за обсуждением.