искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—301

бителей. Основоположником такого собирательства был известный И. Ф. Горбунов, трудами которого артистическое фойе Александринского театра обратилось в небольшой музей. Туда ревнитель театральной старины нес портреты и реликвии артистов, их рукописи и письма и вообще все то, что хотя бы немного напоминало славных деятелей нашей сцены. Начал свое скромное дело Иван Федорович в 1884 году и за десять лет своей работы, в которую он вкладывал столько любви, времени и собственных средств, один раз получил поддержку Дирекции в виде ссуды… в 200 рублей. Его скромное собрание послужило фундаментом для теперешнего Музея Академических театров и вызвало подражание, и подражание талантливое, в лице московского основателя театрального музея А. А. Бахрушина. В самом конце девяностых годов, а правильнее в первые годы текущего столетия, драматург и литератор Виктор Викторович Протопопов (род. 9 августа 1866 † 6 апр. 1916 г.) также начинает собирать сначала книги, а потом и вообще все, что касается театра. Во время поездки по России и за границу, В. В. Протопопов разыскивал материал для своего Музея и в несколько лет создал солидную библиотеку по театру и наполнил четыре комнаты различными предметами театрального прошлого. В 1912 году выходит в свет обширный каталог его библиотеки, насчитывающий 2161 номер театральных изданий и рукописей на различных европейских языках. Это описание, сделанное не без промахов, солидная сводная работа по театру, и работа серьезная, нужная для каждого библиографа и библиотекаря. Собирать только для себя не входило в планы покойного коллекционера. Он мечтал об общественном пользовании своего музея и подумывал о передаче его городу Петербургу. После смерти В. В. Протопопова его жена, Вера Михайловна, решила исполнить неосуществленное желание покойного и обратилась к директору императорских театров Теляковскому принять Музей как пожертвование, с условием отвести для него подходящее помещение. Дирекции обрадовалась такому ценному дару, доложила об этом царю, который приказал «благодарить» жертвовательницу. Для Музея было предложено помещение, которое не удовлетворило В. М. Протопопову, и он по-прежнему оставался на старом месте. Скоро разразилась революция, но о Музее новая дирекция не забыла. В. М. Протопопова получила предложение из Москвы передать собрание туда, а после октябрьского переворота, с организацией нового театраль-