искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—230

важная эпоха на русской сцене... Словом, весь двадцатилетний труд человека, которого все стремление было вложить в европейскую форму характер национальной русской музыки*, — все пошло ни в копейку! А это все от чего? От того, что у вас, господ петербургских писателей, Москва есть Чухлома, и все, что в ней не покажется, в вашем мнении хуже всякой посредственности! — Заря русской музыки — и не одних песен, — но чистой народной музыки во всей отчетности оперной — давно уже на горизонте! Солнца-то мы еще не видим! Да и едва ли оно покажется, пока не перестанут воротить рожу от всего русского народного. — Я помню слезы Каталани и Зонтаг** от мелодий русских, а не угодно ли кому из наших певиц или певцов в порядочном обществе запеть или песню Гремиславы из «Вадима», или романс из «Твердовскаго», или арию из «Аскольдовой Могилы»...*** Я это говорю не потому, чтоб они были отличны, но потому, что они воистину проникнуты верной характеристикой русской музыки... А мелодия в них столь понравилась Ромбергу**** и Швенку, которых ты верно знаешъ, что один из них сделал прекраснейшую пьесу, а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Сам Глинка одно время видел в Верстовском создателя русской национальной оперы и подражал ему, начав романтическую оперу на сюжет Жуковского: «Марьина роща».

** Знаменитые певицы, гастролировавшие в России. Ср. у Пушкина в стих. «Кн. 3. А. Волконской» (1827) упоминание

Как мимоездом Каталани

Цыганке внемлет кочевой.

*** Три оперы Верстовского: 1832, 1828 и 1835 г.г.

**** Виолончелист, пользовавшийся большою известностью.