искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—185

верного облика угадывал покойный Алчевский, но, увы, в наиболее жутких моментах вокалист одерживал в нем верх над артистом. Не менее трудна роль Лизы. Сейчас в труппе театра ближе всего к правильному музыкальному пониманию ее стоит даровитая артистка Слободская. Мне уже случалось не раз говорить о ней, слыша исполнение ею романсов Чайковского: кажется, она со временем найдет верный тон простоты и задушевности с оттенком нежной грусти, что так необходим для понимания стиля звучаний Чайковского. Очень-очень засорено и испошлено вульгарным исполнением наследие этого великого русского лирика!..

В исполнении Купера множество ценных деталей, дорогих для каждого музыканта, не говоря уже о технической гибкости и чуткости, благодаря чему инструментальный колорит оперы выигрывает в сильной степени. Но особенно ценно, что Купер сумел найти и выявить всю гамму эмоционального трепета, разлитого в опере: от тихой покорности аdagio («Прости небесное создание»), от грустного русского причитания Лизы («Ах, истомилась я горем») до бакунинского пафоса и гимна разрушению и смерти.

И ценнее всего это настойчиво выявленное и ощутимое с начала до конца оперы тихое шуршание и скрежет коготков смерти, упорно приближающейся к своей жертве и властно ее очаровывающей. Ужасный смысл музыки «Пиковой Дамы» заключен в непрерывно гнетущем мозг сознании неизбежности стать когда-то трупом, в этом жутком-чутком предчувствии близости страшного конца.

 

Игорь Глебов.