II—164
и разразилось в резкой, сильной филиппике и порицании, высказанными мной в антракте громогласно в курительной комнате некоторым членам оркестра, из которых многие так же отрицательно отнеслись к этой выходке.
В настоящее время никому и в голову не придет найти какую-либо какофонию в этой симфонии, настолько современный слух публики эволюционировал под давлением позднейшей музыки современных новаторов: Регера, Штрауса, Равеля, Дебюсси и др.
Много способствовала такому отношению к Бородину наша критика того времени, весьма пристрастная и фальшивая, которая вообще наделала много бед в музыкальной жизни Петербурга. Кроме упомянутой сюиты, Бородиным еще было в 1885 г. написано превосходное скерцо, которое он мне два раза сам играл на фортепьяно с своеобразной и хотя курьезной по аппликатуре, во очень занятной и остроумной техникой.
VI.
Злобой дня одно время были у них в доме полученные корректуры отрывков из Игоря• с французским текстом. Напечатаны они были Бесселем по усиленному настоянию той же графини Мерси д"Аржанто, т. к. имели в рукописи колоссальный успех за границей. Об этом много рассказывалось у Бородиных.
Это были первые печатные строки музыки Игоря, но которые появились только за границей. Эти отрывки, особенно ариозо князя Галицкого (княжая песня), с большой охотой распевались, между прочим, учениками Сен-Сирской школы в Париже. У меня сохранились эти пер-