искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—156

также указания, что при последующих обработках драмы для изображения Бориса Л. Н. воспользовался тем, что дал ему недавно скончавшийся Л. А. Сулержицкий, в годы юности близкий Льву Николаевичу человек, последователь его взглядов и его помощник при организации переселения духоборов за границу в 1898 г.

Работа над драмой, судя по приведенным выше выпискам из дневника, более всего поглощала Л. Н-ча в период 1896—1897 гг. Потом, как и ранее, после вспышки конца 1880-х годов, она опять была оставлена на несколько лет. Снова намеки на нее появляются в дневнике 1900 г. Старшая из этих записей относится к 7 сент.: «К большой драме, думал о том, как изобразить доброе, хорошее существо, совершенно лишенное возможности понять христианское мировоззрение». Эта запись чрезвычайно важна, как указание на совершившийся в этот промежуток лет душевный перелом в Л. Н-че, на смягчение его прежней нетерпимости, на желание не осудить, а оправдать поступки тех, кто не понимал его и шел против него, тем, что они не не хотят, а не могут понять и осилить христианское мировоззрение, которое он хочет провести в жизнь.

Эта эволюция взглядов и отношений к другим, которая произошла в Толстом, которая сквозит в его писаниях и о которой говорят припоминания лиц, знавших его духовный облик этих лет, рельефно отразилась в переработке драмы. Переработка эта оставила след в рукописи первого действия, являясь наслоением первых его редакций, и отсутствует в последующих действиях. Она важна особенно тем, что