искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—155

Нельзя не отметить также, что и некоторые второстепенные действующие лица драмы взяты Л. Н. Толстым из числа людей, соприкасавшихся с его семьею. Так, появляющийся в 4 действии Александр Петрович, «пьяный», как говорит Марья Ивановна, Александр Петрович, который, по ее словам, не может иметь ничего общего с Николаем Ивановичем — это взятый из действительной жизни человек — Александр Петрович Иванов, бывший офицер, страдавший запоем, сбившийся с пути, в минуты просветления нежданно-негаданно являвшийся к Льву Николаевичу с предложением услуг.

Так, при изображении блестящего камер-юнкера, предводителя дворянства Александра Михайловича Старковского несомненно Л. Н. Толстым заимствованы некоторые характерные черточки известного впоследствии политического и общественного деятеля, друга семьи Толстых — М. А. Стаховича.

Можно думать, что при создании Бориса известное влияние на Л. Н. оказал, как отмечено выше, один из первых заявивших отказ от военной службы... Это было в 1865 году и, очевидно, дало только первоначальные черты облику Бориса. Потом, при новых обработках драмы, эти черты дополнялись тем, что дали другие лица, близкие по своим воззрениям к тому типу, который хотел создать Л. Н. Толстой. Так, может быть, в изображении Бориса можно найти некоторое сходство, и не только в отношении его взглядов и убеждений, но даже в отношении жизненных условий, — с одним из друзей Л. Н-ча Б., в свое время пострадавшим за свои убеждения, доныне продолжающим проводить в своей жизни заветы учителя. Есть