искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—154

нить, что когда трудно, то это самое и есть то, что задано мне, это и есть тот случай, который не повторится, в котором ты можешь иметь счастье сделать то, что Он хочет. Отец, помоги мне делать только Твою волю».

Мы ограничимся этими характерными местами.

Все приводимые здесь выписки, конечно, не дают еще права утверждать, что в облике Н. Ив. Л. Н. Толстой хотел дать полное изображение самого себя, полную картину личной своей драмы. В облике Н. Ив. мы можем найти только некоторые определенные черты Л. Н-ча, только определенные стороны его души, определенные переживания и не увидим много существенного, чрезвычайно важного, совершенно неотделимого от его личности.

Говоря о приближении драмы Николая Ивановича к драме Толстого, нельзя не указать, что не этим одним ограничивается сходство драмы с жизнью автора.

В драме «И свет во тьме светит» мы найдем следы и окружавшей Толстого действительности; но и тут нельзя искать портретов его семейных или знакомых: и здесь он брал только некоторые их черты, некоторые характерные особенности, как художник, при своей творческой работе не могущий не черпать у натуры ее живые краски.

Так, нельзя не заметить, что некоторые характерные черты гр. С. А. Толстой — ее любовь к детям, постоянные заботы о доме и семье, отмечены им при обрисовке Марьи Ивановны Сарынцовой, что близость Любы к отцу — отражение близости к Льву Николаевичу его дочерей Татьяны Львовны и Марии Львовны.