искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—143

широкое море закрытым. «Скоро будут закрыты все заливы», — говорит Баллестед. Скоро, скоро закроется всякое общение с миром духовным, если человек будет так усердно служить Духу Лжи и Компромисса. Тогда-то и наступит та «мрачная пора», о которой напоминает зловеще-веселый Баллестед: «трудновато примириться с наступающей мрачной порой... По крайней мере вначале, — хочу я сказать. Потому что человек алки... акклиматизируется. Право слово». Человек акклиматизируется, но душа его, морская дева, агонизирует и умирает, потому что не поняла своего призвания.

На этом месте Ибсен покидает нас. Его искусство подвело нас к религии, к дверям храма, где царствует свобода, основанная на вечных незыблемых законах духа, малейшее нарушение которых грозит неизбежными бедствиями, самый незначительный компромисс с которыми влечет за собой «кару, возмездие» в мире духовном, как нарушение законов физических несет естественно последствие в мире материальном.

Своим искусством Ибсен опять послужил Вечной Истине, побуждая понять призвание человека, уяснить себе смысл жизни.

 

И. Аполлонская-Стравинская