искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—140

И все-таки не произошло «перерождения», о котором говорит Эллида. Чудо спасло от отрицательной свободы, но не внесло положительную: оно избавило от временной опасности, но не дало вечного содержания, и жизнь пошла по прежнему руслу. Взрослая Тильда с ужасом будет вспоминать «клетку», в которой жила. (Строитель Сольнес.)

В чем же дело?

Дело в том, что «чудо» не осознанно, оно в сознании даже подменено затемнившей его, не объясняющей, пустой формулой. Оно не осознано как начало нового бытия, как реализация той высшей духовной свободы, в которой призвана жить душа человеческая, чтоб оттуда управлять всей жизнью в ее совокупности — духовной, душевной и материальной. Чудо не осознано, а потому остались неисследованными и те вечные законы, которые управляют жизнью души, те познания, которые скрыты от точной науки, но давно разработаны в необычайной полноте наукой духовной. Эти знания скрыты не «до поры до времени», как мечтает доктор Вангель, а навсегда, если наука сама не изме­нит своей позиции. И не обратит внимание на область, до сих пор ею пренебрегаемую. Попытки такие уже существуют*. Точная наука нащупывает новые пути. Но этого мало. Наука духовная требует такого же глубокого изучения, как наука человеческая. Она имеет своих представителей, и один из них, очень близкий к нам по времени, говорит так: «Результаты наук человеческих и способ для достижения этих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Очень знаменательна в этом отношении книга Виллиама Джемса «Многообразие религиозного опыта».