искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—123

конечная цель сценического искусства заключается в том, чтобы отразить стиль эпохи и ее миросозерцание.

Если дальше развить эту мысль, можно сказать, что назначение искусства вообще, а в частности сценического, — трактовать идеи сквозь призму современного эпохе понимания, т. е. каждой эпохе присуща созданная ею форма выражения.

Наши рассуждения будут состоять из двух главных отделов: І) живой и 2) неодушевленный материал, из которых слагается комплекс театра.

Драматургия живет, так сказать, двойной жизнью — литературной и сценической. Соотношение между ними таковое же, как между живой речью языка и письменностью: первое живет в области физической жизни, оно живо, пока его произносят, но, замолкнув, умирает; записанное слово живет в иной плоскости, оно вступает как бы в стадию бессмертия, и поколение за поколением по-своему дает произведению свое освещение и оценку. При этом иногда совершается трагический по своим последствиям и недоразумениям процесс: мысль часто опережает современное понимание, почему театр в своих формах хронически и хронологически отстает от новейших форм драматической литературы. И, конечно, театр XVI века не мог в полной мере, во всех психологических тонкостях и философских глубинах оценить Шекспира, произведения которого, по выражению одного критика, представляют прекрасный, цветущий сад, который, однако, основательно нужно прополоть. Тем не менее, драматическое творчество, достигнув пышного своего расцвета,