II—106
пьесы которого объявлялись и устарелыми и не сценичными*.
Попытка, в противовес этому «модному течению», основать в Петербурге Общество имени А. Н. Островского • имеющее целью «изучение русского театра в заветах великого драматурга», — не удалась.
Общество отцвело, не успевши расцвесть**. Оно не сплотило вокруг себя деятельных сил, ни научных, ни литературных, ни театральных. На пути изучения Островского оно не пошло дальше десятка случайных рефератов и вечеров-журфиксов. Преобладание чисто дилетантского отношения к делу сказалось ясно, и ни одной мало-мальски серьезной работы об Островском не вышло из среды членов Общества его имени. Число его действительных членов, при условиях широкого приема, не достигало даже на бумаге сколько-нибудь значительной цифры, еще раз свидетельствуя о том же равнодушии по отношению к великому писателю в широких кругах и даже среди литературного и артистического мира. Конечно, быть может, здесь имели место и другие причины, тормозившие расцвет Общества, заключавшиеся в той антиобщественной обстановке, при которой оно слагалось и было вынуждено действовать, возглавляемое Е. П. Карповым. Но все же главное место и здесь, по моему убеждению, занимало то же
* Так напр., в новом театре исканий В. Ф Комиссаржевской на Офицерской •, Островский был вычеркнут из репертуара, несмотря на то, что образ Ларисы из «Бесприданницы» являлся одним из проникновеннейших созданий артистки.
** В 1915 г., вместе с началом войны, Общество закончило свою деятельность, хотя о ликвидации его официально не было объявлено.