II—102
Островский принадлежит к числу тех немногих творцов, которых каждый штрих, каждая строка дороги и ценны.
***
На отсутствие такого сознания еще в недавние дни ясно указывает также и имеющаяся критическая литература об Островском. Богатая количественно, эта литература по содержанию невысокого достоинства.
Лучшее — это, конечно, знаменитые статьи Добролюбова о «темном царстве» и «луче света» в нем. Правда, здесь мы имеем дело не с подлинным духом и типами произведений драматурга, а с талантливыми иллюстрациями Добролюбова к Островскому, которые дороги критику не сами по себе, а в качестве доказательств его собственных критических предпосылок.
В худшем случае эта, якобы критическая, литература об Островском — блеклая отписка рецензентов ех officio• или вольный пересказ содержания пьес драматурга в их хронологической связи. Но ярче всего тот факт, что среди многописаний о драматурге совсем затеряны и забыты проникновенные труды о нем его лучшего и, пожалуй, до сих пор единственного комментатора — Аполлона Григорьева.
О каком же серьезном изучении творчества Островского в широких кругах могла идти речь, когда один из ближних друзей по духу драматурга, его соратник, Апол. Григорьев, до последних дней был совершенно забыт. Замечательнейшего из русских критиков не знали и упорно не желали знать. Лишь с 1915—16 гг. Григорьев вновь был возвращен русскому читателю: по-