искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—93

В 1907 году появился еще труд некоего Мелик-Баласанова, учителя танцев, не лишенный оригинальности и изобретательности, но, к сожалению, имевший главной целью запись бальных танцев и недостаточно разработанный для применения к балету. Занималась системой записи балетных танцев и балерина Т. П. Карсавина, но труд свой не закончила и не издала.

Все эти системы, недурные но замыслу, явились лишь теоретическими попытками, практически примененными чрезвычайно мало.

С изобретением фонографа и усовершенствованного его типа в виде граммофона, могущего до некоторой степени закреплять «исполнение» певца, — явилась мысль запечатлевать хореграфическое творчество посредством кинематографа.

Этой идеей одно время весьма увлекались, и над нею немало поработал балетмейстер А. В. Ширяев, но кинематограф, в силу чисто технических условий, воспроизводит танцы, особенно балетные, довольно грубо и мог бы, пожалуй, скорее явиться способом изучения некоторых pas, нежели системой закрепления больших хореграфических произведений.

Таким образом, несмотря на многократные попытки и начинания, — общепринятой и практически удобной системы записи балетных танцев не существует, и хореграфическое произведение по-прежнему остается «преданием» и потому весьма удобным для широкого плагиата.

Сама узкая специальность балета ставит немало затруднений для неспециалистов в точном установлении наличности плагиата.

В Париже не так давно возник судебный процесс по обвинению одним балетмейстером другого в плагиате. По счастью, судья оказался