искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—81

казенные сцены значительно превосходили любую из европейских. Исключительный успех балета у Двора и русской публики побуждал Дирекцию театров ангажировать почти всех выдающихся артистов и авторов, и если Новерр, Доберваль и Вигано не попали лично в Россию — то лишь благодаря случаю. Переговоры с ними велись.

Подобно Западной Европе, балет первоначально появился в России лишь в виде танцев, включаемых в оперы и драмы, а потому деятельность первых балетмейстеров (кстати сказать, весьма слабо освещенная в немногочисленных трудах по истории русского театра) — сводилась к сочинению дивертисментов, приличных случаю и соответствующих сюжету основной пьесы. Такова была работа Антонио Фузано, Жана-Баптиста Ланде и отчасти Сакко. В 50-х годах XVIII столетия на летних придворных театрах появляются уже самостоятельные дивертисменты в виде одноактных балетов постановки Кольцеваро (в Ораниенбауме) и Пьера Гранже (в Гатчине). В 1765 году, 6-го февраля, для открытия Эрмитажного театра при Зимнем Дворце Гранже сочинил отдельный балет «Галатея и Ацис», роли в котором исполняли Цесаревич Павел Петрович, княжна Хованская, князья Олсуфьев, Шереметев и др. Гранже с 1759 по 1777 год поставил на разных сценах 9 балетов, преимущественно при операх и драмах. Сюжеты балетов этой эпохи, по большей части анакреонтические, почти сплошь заимствовались из парижских постановок. Одновременно с Гранже ставил балеты в Придворном театре Анжиолини, замененный в 1787 году итальянцем Иосифом Канциани, ко-