искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—75

Дидло и Глушковского, даже позднейший романтизм Сен-Леона и Ж. Перро не оттеснил сюжетов из области мифологии и фантастики, сохранив их до наших дней.

Хореграфия, то есть искусство композиции танцев, на всем протяжении своего исторического пути являлась весьма зависимой от театрального костюма. Зависимость эта дает возможность утверждать, что современная техника балетных танцев есть не только следствие совершенствования и школы, но также результат видоизменения костюма. Новерр, Доберваль и Ле Пик несомненно показали бы полную картину техники танца, вплоть до акробатизма, если бы это допускал костюм танцовщицы их эпохи, одним из доказательств чего является высокое развитие техники мужского танца — solo, где танцор, значительно менее связанный костюмом, был свободнее балерины.

Из многочисленных описаний очевидцев, танцы Вестриса и особенно Дюпора представляли собой верх совершенства техники. Эти артисты, не теряя благородства манер и изящества, делали антраша до 14-ти заносок и тройные туры в воздухе, что теперь увидеть совершенно невозможно. Танцовщики же XX века возвели свою слабость в принцип, утверждая, что подобные трюки якобы неэстетичны и потому в современном балете не практикуются; но трудно допустить мысль, что ни один из современников Вестриса и Дюпора ничего не смыслил в эстетике, и более вероятным кажется, что техника мужского solo сто лет назад была много выше и одной из причин ее падения явилась реформа дамского костюма, освободившего ноги балерины и сделавшего ее царицей балета.