II—74
на время средних веков, под гнетом христианской цивилизации и религиозных гонений.
Справедливость этого взгляда подтверждается целым рядом исторических фактов. С падением западной Римской Империи, балет, как сценическое представление, был уничтожен совершенно; общественные танцы забыты надолго, и единственным видом хореграфии, как отзвуком культа, — остался танец народный, выдержавший все давления и сохранившийся, несмотря на все видоизменения жизни, как подлинное проявление человеческого настроения и экстаза. Народную «пляску» не могло сломить христианство даже таким своим проявлением, как инквизиция. И пляска осталась неприкосновенной у всех народов с древнейших времен до наших дней.
Одним из доказательств того, что балет XVII и ХVIII веков есть действительно лишь реставрация античной хореграфии, служит то обстоятельство, что все балетмейстеры, как до Новерра, так отчасти и более позднего периода, клали в основу своих произведений почти исключительно мифы древней Греции и Рима. Мифология является истинной колыбелью балета, и богатство ее кажется неисчерпаемым. Боги и музы вдохновляли всех хореграфов мира двести лет подряд; поворотными пунктами в эволюции балета были произведения величайших реформаторов хореграфии: Новерра — «Медея и Язон»•, Петра Гарделя — «Психея»•, Сальватора Вигано — «Прометей»• и Карла Дидло — «Зефир и Флора»•.
Эпоха влияния пасторали и романтики в балете не ослабила анакреонтизма, а лишь разнообразила репертуар. Не говоря уже о периоде