искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—53

преследование автора, восхождение пьесы до монарха — все это были перипетии, способные лишь увеличить популярность писателя. А затем восторженный прием в кружке «Москвитянина» и шумный успех на сцене. Если «Не в свои сани не садись» пьеса ансамбля, то «Бедность не порок» — пьеса роли правдивой, для некоторых отталкивающе-реальной, но роли яркой, захватывающей, способной принести славу актеру. Пропаганда на подмостках столицы и провинции и восторги театральной печати были обеспечены. И в это время приходит популярность, то есть общее и неоспоримое признание и в литературе. О «Бедной Невесте» пишет западник Тургенев и характеризует автора, как «талант замечательный».

Мы привели лишь ничтожную часть тех материалов, которые могли бы быть сгруппированы в общую, подавляющую своим значением картину. Но ясно и из приведенного, что если еще в половине пятидесятых годов, то есть до «Грозы», драматурга приветствовали все, начиная от Погодина до западника Тургенева и дальше, вплоть до каявшегося в своих восторженных слезах рецензента «Северной Пчелы» Рафаила Зотова, это было началом настоящей славы. И если Островского приходилось все-таки выводить в люди, это надо принимать как задачу навести на писателя совсем новый глянец, придать славе литературной какой-то дополнительный привкус.

Как всегда секрет выболтал один из своих же. Шелгунов, касаясь вопроса о заслугах Добролюбова, обмолвился очень характерной фразой: «справедливо было замечено, что Островского создал Добролюбов. Но не Островского