искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—51

Добролюбов

о «Темном Царстве» и позднейшая критика об Островском.

Статья Н. Н. Долгова.

В истории русской критики нет статьи, на долю которой выпал бы такой исключительный успех, какой выпал на долю отзыва Добролюбова об Островском, как бы навеки запечатлевшегося в уме читателей своим метким заглавием «Темное Царство». Критик, который охватил единым взглядом самые характерные произведения драматурга и выявил основную сущность смутных для самого автора идей, тем самым полагал незыблемый базис для всех дальнейших построений. Усвоить его мысли, развить их и затем, по мере новых материалов, давать новые и новые обобщения — вот в чем должно было состоять движение последующей литературы. Так бывало, по крайней мере, с Белинским. Первый уловивший грусть гоголевского смеха, великий критик никем не оспаривался в этом открытии. Наоборот, и дальнейшие труды автора «Мертвых душ», и личные его признания, и все, буквально все, что появилось с годами в критике, вновь и вновь возвращалось к тому же поистине вдохновенному прозренью. Но в отношении Добролюбова случилось совсем не то. Его восторженно встреченная статья уже в самом начале не всех могла удовлетворить до конца. А затем началось что-то и совсем странное.