искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I187

слим лишь главные, шедшие на сценах столичных театров пьесы: «Друзья детства» (1888 г.), «В родном углу» (1892 г.), «Компаньоны» (1893 г.), «Непогрешимый» (1896 г.), «При должности» (1897 г.), «На премию» (1901 г,), «Выше судьбы» (1896 г.).

Успех их всех был только средний, за исключением написанного на склоне дней «Поруганного» (1916 г.), повторившего «Вторую молодость» в смысле своей репертуарности. Эта — одна из самых слабых мелодрам драматурга — встретила более чем радушный прием у петербургской и московской публики и пришлась настолько близко современному зрителю, что стала одной из самых ходовых пьес последнего времени, появляясь на подмостках чуть ли не всех районных, уездных и волостных театров; литературных достоинств, какого-либо художественного элемента почти нет в этой цветисто-яркой сценической олеографии.

Ее шумный успех скрасил и морально и материально последние годы одинокой жизни старого забытого драматурга. Долго, в продолжение почти сорока лет он проработал для русской сцене, давая в грубых очертаниях своих пьес — не углубленных, не разработанных в смысле психологического анализа, — благодарный материал для исполнителей. Невежин хорошо знал технику сцены и писал роли для актеров.

Эти отдельные роли, связанные общностью гуманной идеи, которую, так сказать, автор популяризовал со сцены, в сущности, и составляли пьесы Невежина. Они били на нервы, захватывали нерв современности, были просты и вразумительны, и отсюда успех и «Второй молодости», и «Поруганного».

Еще резче эта особенность манеры письма Невежина сказывается в многочисленных его беллетристических произведениях, рассчитанных явно на читателя — любителя «легкого чтения».

Похоронили П. М. Невежина 28 мая на Волковом кладбище: за гробом до литераторских мостков шло несколько человек. У подъезда Дома писателей и у ворот кладбища собралось не более десятка друзей, пришедших отдать последний долг старому драматургу.

Н. Носков

В. А. Миронова.

Страшная болезнь — оспа, которая свела в могилу В. Ф. Коммисаржевскую, — сразила талантливую Валентину Алексеевну Миронову. На Страстной неделе она почувствовала первые признаки болезни и скончалась в муках 21 апреля, после двух-