искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I186

днях своего писательского пути, когда в мундире он явился к Островскому с просьбой помочь беде: первые три пьесы начинающего драматурга цензура запретила. Одну из этих пьес Невежин и просил просмотреть и переделать великого драматурга. В своих напечатанных воспоминаниях П. М. подробно остановился на этом случайном эпизоде из жизни великого драматурга и факте огромной важности в биографии самого рассказчика (Ежегодник Имп. Театров; 1909 г., т. IV, 1—16).

Островский помог, и «Блажь» с именами обоих соавторов появилось в «Отеч. Записках» 1882 года и в том же году на казенных сценах Москвы и Петербурга.

Вслед за «Блажью», более чем радушно принятой не только в столицах, но обошедшей все провинциальные сцены, на Александринском театре была дана (11 ноября 1883 г.) первая, самостоятельно написанная Невежиным комедия в 4-х действиях «Старое по-новому». Успех ее был более чем средний. Это произошло как раз в то время, когда со ступеньки на ступеньку опускался успех другого давнего сотрудника Островского, Н. Я. Соловьева, — который после «Женитьбы Белугина», «Дикарки» и др. пьес, написанных совместно с великим драматургом, пытался действовать самостоятельно, поднося публике ряд «Разрывов», «Прославились», «Случай выручил» и др. бесцветных комедий.

Невежину-драматургу пришлось испытать в эти дни всю тяжесть отвержения: несколько новых его пьес не было допущено на сцену. Литературно-театральный Комитет забраковал их; лишь в 1887 г. успех улыбнулся драматургу; но этому шумному успеху предстояло не только стать длительным, но и создать разом известность имени драматурга в широких кругах. Это произошло 17 ноября 1887 года, когда на сцене Александринского театра была поставлена «Вторая молодость», при участии Стрепетовой, Н. С. Васильевой, Стрельской, Мичуриной, Аполлонского, Писарева, Варламова и др.

В жизни и писательском формуляре Невежина эта четырехактная драма занимает центральное место: от нее исходит и к ней приходит вся его литературная деятельность. Она обошла все сцены, дала автору имя, положение в литературном и театральном мире и обеспечила его материально, так как до последнего времени, несмотря на устарелость образов, быта и положений, «Вторая молодость» не сходит со сцены.

Все последующие пьесы Невежина, в сущности, являются лишь вариацией этой драмы и по рисунку, и по разработке темы, и по самой писательской манере — Из них перечи-