искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—149

Павел Матвеевич!

В моем представлении Аким русый, совсем не седой и не плешивый; волосы на голове даже могут немного виться, борода реденькая.

Говорит с запинкой, и вдруг вырываются фразы, и опять запинка и „тае" и «значит». Тае я выговариваю таэ. Впрочем, и «тое» возможно. Шамкать, мне кажется, не нужно. Ходит твердо, я представляю себе, вывернутыми ступнями в лаптях. Приемы — движения — истовые; только речи гладкой Бог не дал. Большая внимательность, вслушивание во все, что говорят, особенно ему, и одобрение всего, что говорится хорошего, но тотчас же беспокойство и отпор при дурных речах. В 3-м действии при виде безобразия сына он должен физически страдать.

Должно пользоваться контрастом комического нескладного лепета и горячего, иногда торжественного произнесения тех слов, которые у него выходят. В 5-м действии он должен упираться, гнушаясь видом свадьбы, потом начать понимать, в чем дело, потом придти в восторг от поступка сына и до конца действия оберегать даже физически — расставляя руки и забегая со стороны нарушителей—- оберегать совершающееся торжественное покаяние от вмешательства. Письмо ваше тронуло меня. Желаю вам успеха.

Лев Толстой.

Как мы уже знаем, «Власть тьмы» по цензурным условиям не могла пойти в 1887 году. Впоследствии, а именно в 1895 г., разрешение на постановку драмы было получено, как сообщил П. П. Гнедич в Бирюче № 4, 1918 г., помимо начальника гл. нач. по дел. печати Феоктистова, что и вызвало его отставку. С этой пьесой на сцене впервые ознакомилась парижская публика. В Париже в «Théâtre Libre» она шла 10 февраля 1888 г. в переводе И. Я. Павлов-