искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—146

В 1882 году он играл в Москве в театре Бренко и Корша, там он приобрел себе имя выдающегося драматического актера. Весной 1884 года Свободин снова дебютирует в Александринском театре — 20 апреля играет Муромского, 29 — Любима Торцова и 4 мая Прибычного («Последняя жертва»). «Характерной особенностью исполнения П. М. Свободина», говорит автор его некролога («Ежег. Имп. Театр.», 1892—1893 г., с. 519—521), «было строго объективное отношение к изображаемым им ролям, которые он всегда умел тщательно отделывать до мельчайших деталей, а также крайнее разнообразие его таланта: юноша и старик, крестьянин и родовитый аристократ, мелкий чиновник и сановный бюрократ — всегда в его исполнении были типичны». П. М. Свободин печатался в журналах и газетах, помещая свои рассказы и стихотворения, говорящие о его таланте поэта. Вместе с Севериным им написана (переделка романа Печерского                                                              ) пьеса «за Волгой», шедшая в Александринском театре в 1887 году. Скончался Свободин во время спектакля 9 октября 1892 года. Вот как об этом пишет С. Ф. Светлов в своем «Театральном Дневнике», начало которого мы помещаем в настоящем сборнике.

«9 октября в Михайловском театре возобновили Картины Островского «Шутники», причем роль Оброшенова играл Павел Матвеевич Свободин. Свободин был в ударе и играл прекрасно. После 3-го действия он два раза выходил на единодушные вызовы публики и затем удалялся в уборную. Здесь он, в весьма хорошем расположении духа, попросил портного Богданова принести ему чаю. Вдруг прибежали из уборной и объявили режиссеру, что Свободин упал в обморок. Тотчас побежали в уборную, но Свободин был уже мертв. Доктор констатировал смерть от разрыва сердца. С покойного сняли костюм, смыли с его лица гримировку, положили на деревянные носилки, которые вследствие холерной эпидемии имеют-