I—106
новна, извольте гневаться по-русски», или: «Матушка Фекла Ивановна, извольте печалиться по-русски». Тип няни Василисы особенно удачен у Крылова. В этом отношении он может своей Василисой помериться и с Островским как в обрисовке характера, так и в языке.
Благодаря своей краткости — всего 18 коротких явлений, — комедия отличается живостью, подвижностью, но эта краткость не помешала яркости действующих лиц; их обрисовка полна и рельефна, и пред нами живые лица, хотя и в искусственном положении. Жизненность лиц даже скрывает недостатки композиции пьесы, и пьеса, несомненно, является одной из лучших пьес Крылова.
На сцене пьеса была поставлена в 1808 году, но она не имела того успеха, как «Модная Лавка», и ставилась с перерывами в 1808—09, 1815—17, 1820, 1824 годах, выдержав всего 13 представлений •. Так же, как и «Модная Лавка», пьеса ставилась и позднее. Знаменитый П. Каратыгин в 1855 году ставил ее в свой бенефис •, где выступали в ролях дочек довольно полные и старые уже артистки Семенова и Самойлова. К этому спектаклю относится и пущенная кем-то острота, что это «Урок» не дочкам, а урок бочкам, — острота почему-то приписывается В. В. Каллашем самому Крылову, хотя в это время Крылова не было в живых.
В конце 1806 года Крыловым была поставлена опера на русский былинный сюжет — «Илья-богатырь»•, муз. Кавоса, не представляющая большой ценности и очень скоро совершенно сошедшая со сцены*.
«Урок дочкам» был последний опыт Крылова в области драматической литературы. После 1807 года Крылов как драматург не выступает, пишет исключительно басни. Но, как мы уже видели, опыты Крылова в области драмы, чем он начал свою писатель-
* Собр. сочин., т. III, стран. 99—174.