искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—101

тот предел драматической композиции, о котором мечтал Гоголь, говоря о «Ревизоре», что главное действующее лицо — это смех. У Гоголя, даже не считаясь с его объяснением «Ревизора», мы находим то же самое. Ведь ревизор, которого все ждут, мыслью о котором все живут, тоже не появляется, о нем лишь сообщает в конце жандарм. Есть и еще пьеса, где композиция такая же, как и у Крылова — это «Царь Иудейский» К. Р. Царь Иудейский собою покрывает всех действующих лиц, он чувствуется, ощущается, но его нет. В этом отношении композиция в пьесе К. Р. более близка к пьесе Крылова, нежели «Ревизор» Гоголя, где все же, хотя и воображаемый, но ревизор в лице Хлестакова на время отвлекает действие в свою сторону. Зритель перестает чувствовать присутствие ревизора истинного. У Крылова и К. Р. нет этих подставных лиц. Внимание от героя не отвлекается, герой постоянно чувствуется, постоянно стоит пред зрителем, не показываясь в определенном каком-либо лице действия.

С этой точки зрения эти отрывки пьесы Крылова очень любопытны и интересны. Оригинальность композиции говорит о силе драматического таланта, и пьесу Крылова «Лентяй» можно считать шедевром его драматического творчества.

С 1806 года Крылов приобретает имя в литературе. Он выступает как баснописец — выступает очень удачно. Его сразу замечают. Дмитриев И. И., по преданию, советует ему заняться исключительно баснями.* С каждым годом его слава растет, и имя Крылов скоро заменяется «дедушкой Крыловым». Басни настолько становятся известными, что заслоняют Крылова — драматурга и журналиста.

Но сам Крылов еще не окончательно решил, на какой путь ему стать. В 1806 году он пишет коме-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Лобанов, стран. 48.