искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—99

А что не говори — да, был он не дурак —

И видно, что пришить он дело знал к безделью,

Когда умненько так сплотил он стул с постелью.

Дело, конечно, шло своим чередом. Лентул ничего не сделал, никуда не ездил. Он даже за год не распечатал ни одного письма от отца. И чуть было не проиграл все дело. Только приезд отца спасает его положение. Слуга Лентула — Андрей — все время укрывает своего барина. Когда приехала невеста Лентула со своим отцом Сумбуровым — человеком энергичным и подвижным, а также при приезде и Правдона, Андрей старается их убедить, что барин все ночи сидит за делами, и т. д. Отец и будущий тесть в конце концов доискались до истины и заставили Лентула изменить свою жизнь.

Как развивался сюжет в дальнейшем, мы не знаем. По свидетельству одного из первых биографов Крылова — Лобанова,* — в свое время Крылов читал отрывки этой комедии. Лобанов же первый отметил и любопытную черту комедии — отсутствие на сцене главного действующего лица. До нас дошли отрывки трех первых действий, но герой комедии не появляется пред зрителем. В то же время это отсутствующее лицо — Лентул — выступает пред читателем настолько рельефно очерченным типом, как никто из других действующих лиц. Автор дал в начале XIX в. яркий образ того характера, какой впоследствии получил такую известность и стал даже национальным характером, по определению критики (Добролюбов, Овсянико-Куликовский). Я имею в виду Обломова. В образе Лентяя мы встречаемся со всеми типичными обломовскими чертами — его неподвижностью, инертностью, отсутствием самолюбия, как двигательной силы, той духовной немощи, которая атрофировала всю активную деятельность духа и тела, — а отсюда и полное пренебрежение ко всему в жизни, кроме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Лобанов, стран. 45.