искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—98

Особенно успехом в домашних постановках пользовалась комедия «Трумф», которую, судя по воспоминаниям — современников и последующих поколений, играли довольно часто.

К таковым же, т. е. более удачным, произведениям относится и комедия «Пирог»*, по преданию написанная тоже в имении кн. Голицина в те же годы, как и «Трумф». Действие разыгрывается около вкусного пирога, посланного со слугою невесте (Прелеста) от жениха ее (Фатюева) и по дороге съеденного Ванькой (слуга Фатюева) и Дашей (горничной Прелесты). В завязке и действии мы много еще найдем надуманного, в жизни не встречающегося. Но живость действия, краткость разговоров, их естественность, а также и та черта, как и в «Кофейнице», — индивидуальность речи действующих лиц, — все это создает иллюзию правдоподобности, что, вероятно, и дало возможность удержаться этой комедии на домашней сцене в начале XIX века.

Этот небольшой успех неизбалованного драматурга поощряет его и к дальнейшей работе над собой в этом направлении. Крылов в первые годы XIX века замышляет еще комедию в стихах, в очень любопытной композиции. Эта его комедия «Лентяй»**. До нас она сохранилась лишь в отрывках, по которым мы и можем судить о ней.

Дворянин Правдон, тяжущийся по имению с своим братом, посылает своего сына Лентула в город следить за ходом дела. Лентул — молодой человек, не глупый — живет в городе год, но по своей лени никуда не ходил, ничего не сделал. Слуга Андрей говорит о нем: «Мой Лентюг рад изжить век целой на диване и занят только тем, что ездит уж с неделю с постели на диван, с дивана на постелю». Для этого он даже выдумал диван — ну, знать, что был чудак:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Собр. сочин. т. I., стран. 449—492.

** Ibid, стран. 497—528.