искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—88

гадалок на кофейной гуще. Повествовательную часть заметки Крылов и использовал для пьесы, ничего не изменяя, даже оставив некоторые имена действующих лиц. Но обработка сюжета, его драматизация, живость действия, естественность завязки и развязки пьесы, живая речь с особенностями местных говоров — делают эту пьесу интересной, даже не только для того времени.

Да и самый выбор сюжета — бытовое, жизненное, распространенное явление, на которое обратил внимание и Новиков, — говорит за уменье автора затронуть интересный бытовой вопрос. Если же мы внимательно просмотрим пьесу, то найдем и еще одну черту, редкую в то время для пьесы и литературы. У Крылова действующие лица характеризуются не описательно, не на основе рассказов о них, а их поступками, их разговорами. В этом отношении наблюдательный автор дал нам картину довольно полную, заставив своих действующих лиц каждого говорить своим языком. Читая пьесу, мы уже по строю речи, по отдельным словам и выражениям можем узнать, каково сословное положение данного лица. Слащавая, цветистая, заискивающая речь кофейницы, сначала выпытывающая, а потому нерешительная, а в дальнейшем навязчивая — напоминает нам приживалок старого времени, так впоследствии хорошо отмеченных у Островского. Один почти язык у малообразованной помещицы и у крестьян, но и здесь чувствуется разница в том запасе слов, какой находим у той и у других, и т. д. С этой стороны комедия представляет большой интерес и говорит о крупном таланте молодого автора.

Но этот талант бытового писателя остался пока «под спудом». В Петербурге Крылов знакомится с классическим театром, где еще царствовал Сумароков, Княжнин, где образцами были Расин, Корнель. Их выбирает Крылов в свои руководители, выменивая их сочинения у Брейтгофа на «Кофей-