искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—73

неосновательно было бы говорить, что «единственною заслугою» нового музыкального произведения — был хороший сбор. Но такая рецензия все же носит на себе отпечаток смысла и хоть небольшого понимания музыки. Зато в «Пбургской Газете» какой-то «Жало» изрыгнул такую непростительную и наглую пошлость, за какую нельзя не порицать гг. редакторов и издателя газетки. Недолго думая и соображая, г. рецензент бухнул следующее: Римский-Корсаков взял мешок, набрал в него разных мелодий и мотивов, потряс да и вытряхнул все. Из этого и вышла опера «Снегурочка». Такая идиотическая пошлость положительно непозволительна! Впрочем, всем и каждому известно, что в «П. Газете» гг. сотрудники пишут и о скандалах уличных, и о новой опере или драме, и о протухшей колбасе в какой-нибудь лавчонке и т. п. Поэтому люди, в которых развито эстетическое чувство, никогда не обратят внимания на подобное печатное мнение. Скверно же только то, что масса верит на слово всему печатному, хотя бы это печатное и было намеренною или бессмысленною, невежественною ложью. Не так отнеслись к новой опере Римского-Корсакова более солидные рецензенты, которые пишут только об одной музыке, а не о всем, что Бог на душу положит; не так отнеслись к ней рецензенты, которые знают музыку и которым можно поверить.

Мы говорим про Иванова (в «Новом Времени») и про Кюи (в «Голосе»). Мы не будем говорить про последнего. Кюи сочувствует Римскому-Корсакову и, конечно, хвалит его, хотя в то же время указывает и на недостатки*. Гораздо интереснее рецензия Иванова, который относился к партии Римского-Корсакова всегда враждебно. Можно было ожидать, что Ива-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Ц. А. Кюи вместе с Мусоргским, Бородиным, Римским-Корсаковым и В. В. Стасовым принадлежал к «могучей кучке русских композиторов» (выражение Стасова), возглавляемой Балакиревым.