искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—15

к «Тангейзеру», оконченному в 1845 году В «Тангейзере» грех рыцаря, проникшего в Венерин грот и наслаждавшегося любовью богини, тоже не может быть искуплен никаким раскаянием, но там его спасает, дарует ему прощение небес перед смертью молитва чистой девы Елизаветы.

За 30 с лишним лет, протекших с той поры, Вагнер и пережил и передумал неимоверно много, и развязка драмы Тангейзера его уже не удовлетворяла. Он прилежно занимался философией, и моральное учение Шопенгауэра было им принято как высшее достижение человеческой мысли. «Чистота» Парсифаля оказалась недостаточной силой для спасения Амфортаса: для этого потребовалось еще сострадание этого простеца.

Привлекательность «чистой любви» с годами все возрастала для Вагнера; личная его жизнь все дальше и дальше уводила его от той любви, про которую пел Вальтер перед Елизаветой.

Любовное влечение играло совершенно исключительную роль в жизни и творчестве Вагнера*, и,

 

 

 

 

*Подробности биографии Вагнера еще далеко не раскрыты, так как вдова его Козима влияла и продолжает влиять сильнейшим образом и на автобиографию самого Вагнера, и на издание его переписки. Тем не менее из книги новейшего и весьма компетентного биографа Вагнера Юлиуса Каппа «R. Wagner und die Frauen» (1912 г.) мы узнаем о бесчисленных любовных приключениях композитора. Его влияние на женщин было поистине непреодолимым, и жертвами этого влияния становились жены самых преданных ему людей: я назову только три имени — Матильда Везендонк, имевшая мужество спасти честь и семейное счастье своего мужа, пожертвовав своей любовью к Вагнеру (эта женщина имела наибольшее влияние на творчество Вагнера); Козима Бюлов, пожертвовавшая честью и счастьем своего первого мужа, знаменитого дирижера Бюлова, чтобы стать женою Вагнера и сделаться его поддержкой и охранителем в сложнейшей обстановке последних 17 лет его жизни; Мальвина Шнорр фон Каролсфельд, первая исполнительница роли Изольды, жена первого исполнителя роли Тристана, не успевшая изменить своему мужу за преждевременной его смертью и безумно влюбленная в Вагнера.