искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 9

9—5

пользовался всеми средствами своего искусства, мастерски ими владея. Виртуозная музыкально-вокальная техника, яркая звучность с обилием сильных контрастов, великолепная мелодика арий и ансамблей, красочная декоративность сценических ситуаций, «балет на авансцене и орган за сценой»,— все пускал в ход Мейербер, чтобы приковать к себе неослабное внимание публики, не давая ей — в буквальном смысле слова — опомниться и заметить изрядную порой бессодержательность, даже дешевку иных «смелых» страниц и отсутствие субъективного стиля в целом. Ибо в операх Мейербера смешиваются стили французской, итальянской и немецкой сценической музыки: он не перерабатывал их сквозь призму своего личного «я», а лишь искусно применял, сочетал и шлифовал их. И в этом, пожалуй, вся индивидуальность Мейербера — таланта, во всяком случае, огромного.

Сюжет «Роберта-Дьявола» основан на старинной нормандской легенде, которая, подобно всем легендам, отразившим наивные народные верования и суеверия, полна своеобразной красоты и поэзии. Без сомнения, этот сюжет мог бы быть разработан более идейно и более точно, чем мы это видим у Скриба. Но и его либретто вовсе не плохо и вовсе не бессвязно, если взять его в полном и подлинном виде, — без тех сокращений, упрощений, переделок и перестановок, к которым прибегают теперь многие театры, ставящие «Роберта», — иногда в такой героической мере, что от первоначального либретто и от всякого смысла остаются, действительно, одни воспоминания. Да и у Скриба кое-что неясно, странно, непоследовательно. Но ведь известная недоговоренность, сказочная таинственность и условность даже характерны для подобных сюжетов, вовсе и не претендующих на «реализм». Конечно же, этот герцог