искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 8

8—51

на всех премьерах и дебютах. Клакеры в достаточном количестве занимали кресла в центре партера, как в месте, наиболее удобном в акустическом отношении для аплодисментов, и работали совершенно открыто. К. А. Скальковский в одной из своих театральных книг упоминает о «chevaliers de luster», без которых не обходился ни один интересный спектакль «Grand Opéra» и в «La Scala» в Милане.

Особенно в Италии, этой колыбели театра, клака давно уже почитается заурядным явлением, она организована повсюду; там выработана определенная такса за «поддержку», «хороший успех» и «громадный успех». Работа клакеров очень разнообразна и в большинстве случаев имеет существенное влияние на славу артиста. Здесь не только изъявление оплаченных восторгов путем аплодисментов и криков. Опытные клакеры задолго перед спектаклем всячески рекламируют хорошо заплатившего клиента, в антрактах громко хвалят, восторгаются, собирая около себя кучки любопытных слушателей, которым преподносят рассказы о колоссальных успехах данного артиста на других сценах, и т. д. Клака может искусственно создать сенсацию и далеко не редко имеет весьма прочную связь с мелкой прессой и даже с серьезной критикой крупных органов печати. В нужных случаях устраиваются прокатные подношения, даже адреса и стихи... За особое вознаграждение делаются овации после спектакля, у подъезда для артистов. С клакерами приходилось считаться почти всем крупным артистам и особенно дебютантам, ибо действия клаки двусторонни: клакеры не только аплодируют, но также, когда отказываются от их услуг, — шикают и свищут. Когда один композитор, дебютировавший своей оперой, не поладил с шефом клаки, понадеявшись на естественный успех своего детища, то клакеры расселись в разных концах зрительного