искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 8

8—35

 

Островский и античная комедия.

1/14-го января будущего года «Календарь театрала», старательно составляемый редакцией «Бирюча», отметит, без сомнения, тридцатипятилетие со дня появления в «Отечественных Записках» комедии Островского «Без вины виноватые». Пьеса эта не принадлежит к числу первоклассных творений столь же талантливого, как и плодовитого драматурга. Впрочем, в данном случае она интересует нас только одним своим мотивом. Именно, мать узнает там своего давно с нею разлученного, незаконного сына по золотому медальону, который тот носил на шее.

Мотив этот очень древний и в античной греческой комедии появляется во втором (так называемом «среднем») периоде ее существования. На страницах «Бирюча» (см. № 3) уже была речь о том, что первоначальная греческая комедия носила по преимуществу характер политической сатиры и отличалась полной свободой в отношении выводимых ею на сцену общественных деятелей. Но с того времени, как Греция подпала под иго македонского владычества и потеряла свою политическую свободу и независимость, граждане были совершенно устранены от какого-либо участия в управлении их государством, которым, как известно, являлся в Греции каждый город; поэтому и авторы комедий должны были отказаться от своих прежних сюжетов и нападков на отдельные личности. Они могли теперь брать свои темы только из частной жизни, а в ней самым интересным явлением был исконный поединок или борьба между мужчиной и женщиной, чувство любви, присущее почти всем возрастам, усиливающее чары и пыл юности, делающее старость иногда трогательной, а гораздо чаще смешной.

Именно в ту эпоху существования греческой литературы, называемую по имени главного центра тог-