искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 7

7—57

красный, но, увы, некому его ставить! Декорации и костюмы предполагалось заказать Л. С. Баксту, но оказалось, что он во Франции и с ним нельзя снестись. Балет «Петрушка» у нас совсем готов, но опять-таки за отсутствием Фокина мы не можем его ставить Вообще, с новинками нам не везет. Постановка нового балета Б. Г. Романова «Сольвейг», вероятно, затянется до января.  Причина та, что художник А. Я. Головин остался без своего постоянного помощника и только недавно разыскал его. Что касается репертуара, то у нас в балете он находится в зависимости от наличного состава балерин. Почти каждая балерина несет свой определенный репертуар. Чтобы несколько освежить его, мне пришлось поехать в Москву для привлечения московских балерин. Однако эта поездка не дает пока определенных результатов. Думаю все-таки, что нам удастся выписать на гастроли московскую балерину Кандаурову. Ужасно дает себя чувствовать в балете недоедание. Отсутствие жировых веществ и сахара расслабляюще влияет на организм, и артисты буквально не в силах работать. Даже такой сильный кавалер, как Владимиров, жалуется, что с трудом «поддерживает» балерину. Еще «адажио» проходит благополучно, но «вариации» ноги у артистов обыкновенно слабеют, превращаются в какой-то кисель. И оно естественно, потому что одной картошкой нельзя насытиться. На почве этого хронического недоедания происходят и случаи полома ног у танцовщиц, вывихов, растяжений жил и т. д. Целый ряд танцовщиц, на которых держится репертуар, как Гердт, Вилль, Люком, Спесивцева и др., превратился в инвалидов. По поводу публики и того, как она влияет на артистов, — скажу, что она очень тепло относится к артистам, и единственно, что производит на нас неприятное впечатление — это то, что некоторые зрители не считают нужным снимать в театре верхнее платье и даже шапки. В остальном нынешний зритель гораздо экспансивнее прежнего. Нет той мертвящей чопорности, которая всегда царила в балете, и чувствуется, как новая публика постепенно начинает разбираться в тонкостях хореографического искусства, реагируя на хорошее и обходя молчанием не заслуживающее внимания. Наконец, относительно интересующих вас так называемых «молодых сил» балета у нас существует принцип искать среди них способных, пробовать их и, по мере возможности, выдвигать. Существовавшую в течение долгих лет в балете монополию мы искоренили совершенно, как оказывавшую дурное влияние на эластичность репертуара и как служившую причиной частных перемен спектаклей. Выдвигая молодые силы, мы иногда убеждаемся, что ошиблись в оценке их, что они не оправдывают надежд, но бывают и обратные