7—38
связывается со временем сотрудничества П. И. Чайковского в Мариинском театре, и поэтому работы балетмейстера в связи с таким крупным композитором представляют особый интерес.
Не лишним также будет указать, что «Спящая красавица» сочинена исключительно Мариусом Петипа без всякой помощи Льва Иванова, балетмейстера, часто делившего работы с Петипа. Нужно иметь большое дарование и необычайное интуитивное предвиденье, чтобы уметь так создавать планы постановок, как мы находим их в бумагах балетмейстера. Оказывается, что первые работы по либретто (заимствованного из сказки Перро «Lа bеllе au bois dormant»• были начаты в 1887 г., т. е. ровно за три года до постановки. Рукопись этого времени представляет только эскиз балета, без указания сцен и танцев. Затем идет другая рукопись, более обширная, в которой намечаются действия и пролог, и наконец, третья — разработанная до деталей.
Последняя рукопись датирована 5-м июлем 1889 г. и настолько исчерпывающе представляет всю программу балета, что вряд ли будет ошибкой считать ее последней, послужившей Чайковскому канвой для сочинения музыки.
Стоит подробно всмотреться в эту последнюю редакцию либретто, чтобы удивиться, насколько Петипа мог угадывать интуитивно будущие танцы, не слыша музыки, проектированной Чайковским. Здесь работы сотрудников связываются чрезвычайно тесно. Петипа для Чайковского составляет сценарий (программу балета) и в нем указывает не только характер танцев, ему желательный, а точно устанавливает темы, количество тактов и доминирующий инструмент в оркестре. Он пишет: «Acte I, 2-me tableau. Sсéne et danse de commerages des tricoteuses, 32 à 48 m. 2/4... trois tableaux. Farandole 48 à 64 m. —