искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 7

7—37

в геометрии, потому что с помощью их балетмейстер может точнее сообщить расстояние и перспективу, а следовательно, соблюдать надлежащую соразмерность группировки исполнителей.

В бумагах Петипа мы находим множество листов с геометрическими рисунками, сделанными его рукой. Здесь круги, пирамиды, эллипсисы, многоугольники, треугольники и т. д. Эти рисунки нам точно указывают на большой творческий процесс балетмейстера вне сцены. Это значит, что художник, уже вдохновленный музыкальными темами танца, сочинил перед зеркалом танцевальные темы, т. е. придумал «pas», и теперь карандашом сочиняет рисунки хоровых движений. Множество точек, изображающих мужчин, ноликов — женщин, пунктиров, стрелок, указывают нам направление масс.

Петипа приходило в голову систематизировать свои записки, сделать из них как бы хореографическую партитуру. Мы находим у него в образцовом порядке планы движений и ходов целого балета «Бабочка, роза и фиалка», сочиненного им в 1857 году на музыку принца Ольденбургского и поставленного на открытом воздухе на ферме того же принца , с исполнителями в заглавных ролях — М. Петипа (жена балетмейстера), Муравьевой и Мадаевой.

Все рукописи Петипа можно разбить на пять частей. Первая это — собрание либретто предполагаемых балетов, написанных им самим, вторая — чертежи групп, ходов и движений разных танцев из балетов; третья — исторические справки и выписки из книг; четвертая — калькированные рисунки из иллюстрированных периодических изданий, преимущественно французских, и пятая — самая крупная и значительная для балетного исследователя, это — работа по созданию «Спящей красавицы».

Появление на балетной сцене этой композиции