искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 7

7—36

художника, произведения которого имеют такую крупную художественную ценность.

Сравнение балетмейстера с каким-либо другим руководителем сцены стоит большого труда. Балетмейстер сочетает в себе двух художников — режиссера, дающего видимую зрителям трактовку идеи автора, и самого автора, выявляющего задуманные мысли не диалогами, не ремарками, как то делает драматург, а танцами, непосредственно их творя.

Танец в балете — это стих в трагедии. Таким образом творчество балетмейстера так же делится на две части и влечет двойственный процесс. Прежде чем балетмейстеру приступить к репетициям, указывающим исполнителям их хореографические партии, — необходима сложная и терпеливая кабинетная работа, напоминающая скорее решение задач по геометрии, чем сочинение танцевального действия. Сначала балетмейстер один (без артистов) должен придумать в сочетании с музыкой «pas», которые можно сравнить с музыкальными. Балетмейстер подобен композитору. Он должен сочинить ряды таких хореографических тем, которые могли бы в зависимости от характера танца и музыкального ритма развиваться, образовывая целую гамму последовательных движений. После этого, когда темы придуманы и разложены, так сказать, по голосам, распределены по исполнителям, участвующим в танце, — только тогда начинается геометрическая планировка ходов и переходов. Не даром балетмейстер и теоретик танца XVIII века, Жан-Жак Новерр в своих письмах о танце и балете («Lettres sur la danse et le ballet»), впоследствии «Lettres sur les artes imitatives en generale et sur la danse particulier», которые для балетного искусства, может быть, имеют одинаковое значение, какое для истории драмы имеет «Гамбургская драматургия» Лессинга,— указывают на небесполезность некоторых познаний