искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 7

7—35

истину, музыка Моцарта говорила сама за себя, «Реквием» в списках распространился в музыкальных кругах и вскоре был исполнен в главных столицах, уже как сочинение Моцарта.

Так ирония действительности смешивает трагическое в жизни гения, творящего историю человеческого духа, с комическим в жизни пошляка, думающего, что историю делают материальными средствами.

Виктор Вальтер.

 

Заметки танцовщика.

(Работы М. И. Петипа вне репетиционного зала).

Балетмейстер Мариус Петипа не был теоретиком в балете. Как реальный творец, он не оставил в наследство трактатов, не заповедовал после себя путей в хореографическом искусстве; но зато его записки, так сказать, кабинетные работы по созданию некоторых произведений, для грядущего хореографа могут иметь не меньшее значение, чем литературные сочинения Новерра и Блазиса. Нам не известно, знакома ли с этими записками балетная критика*. К сожалению, пока еще Мариус Петипа не нашел своего исследователя, для которого, конечно, записки эти могли послужить существенным материалом. Тем не менее, мы думаем, что они были приняты во внимание М. И. Чайковским при составлении книги о своем высоком брате Петре Ильиче, неизменном сотруднике балетмейстера. Эти записки главным образом и послужат предметом обсуждения настоящей статьи, в которой мы имеем желание по возможности раскрыть творческий процесс умершего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Бумаги Петипа находятся в Москве, в Литературно-Театральном музее Российской Академии Наук имени А. А. Бахрушина, которому мы приносим глубокую благодарность за предоставление их на просмотр.