искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 7

7—34

почувствовал свои физические силы подорванными. Его настроение, всегда столь жизнерадостное, солнечное, изменилось: предчувствие смерти как бы витало над душой Моцарта, он даже говорил жене: «меня, наверное, отравили, я не могу отделаться от этой мысли». Это настроение еще ухудшилось вследствие странного заказа, который Моцарт получил в июле 1791 года. К нему явился худой, высокий, одетый в серое, с серьезными чертами лица неизвестный и предложил ему написать реквием для персоны, желавшей остаться не названной. Гонорар в сто дукатов был очень нужен Моцарту, и он принял заказ. Но работа над «Волшебной флейтой» дала ему возможность приступить к сочинению реквиема только в октябре, хотя неизвестный был у него вторично с напоминанием о заказе.

В это время указанное выше мрачное настроение овладело Моцартом. Он был уверен, что пишет реквием для себя, и весь погрузился в захватившее его творчество. Усиленное напряжение духа еще более подорвало его физические силы, смерть не дала Моцарту окончить реквием: он был дописан по эскизам его учеником Зюсмайером.

Мистическая обстановка заказа реквиема получила впоследствии очень прозаическое разъяснение. Таинственный незнакомец оказался управляющим графа Вальзег, который имел обыкновение заказывать музыкальные сочинения, переписывать их своею рукою и исполнять под своим управлением, как собственное сочинение. Так сделал он и с Моцартовским «Реквиемом», который он заказал по случаю смерти своей жены. Переписав собственноручно партитуру Моцарта, граф, не смущаясь, надписал; «composta del conte Walsegg» и через два года (14-го декабря 1753 года) исполнил «Реквием» как свое собственное сочинение. Но молва быстро раскрыла