искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 6

6—40

уже знакомы с «представлениями». Там разыгрывались мистерии, т. е. давались в «вертепах» кукольные театры инсценировки эпизодов из священной истории: рождение Христа, избиение младенцев и т. п. Естественно, что вертепы эти дошли, наконец, с запада до Киева, и уже в сороковых годах XVII столетия студенты Киевской духовной семинарии развлекали на святках родные им веси такими вертепами. Вслед за Киевом узнала вертепы, конечно, и Москва. Впервые вертеп появился в доме боярина Ильи Даниловича Милославского, тестя царя, а затем в доме боярина Артамона Сергеевича Матвеева, находившемся в Армянском переулке, где потом помещался Лазаревский институт восточных языков.

Обособленной, замкнутой Руси понравилась, по-видимому, эта потеха, и вертепное представление широко распространилось среди наших предков, не знавших до 1673 г. иных зрелищ.

Просвещеннейший человек того времени, боярин Артамон Матвеев, покровительствовавший иностранцам и имевший с ними постоянные сношения, сам женатый на англичанке Гамильтон, не мог, конечно, не знать, что на западе вертепное представление уже видоизменилось, что вертепы заменены сценами, а куклы живыми людьми. До него не могли не дойти слухи и о парижском театре, и о Мольере, и в год смерти последнего в 1673 г., Матвеев устроил приезд в Россию некоего Ягана (по-видимому, Иоганна Фельтена) с его немецкой труппой.

Матвеев знал Россию. Он прекрасно понимал, что ошеломит Москву, разрешив Ягану постановку пьесы. К этому он готовил Москву исподволь. Некоторое время труппа Ягана играла перед царем только музыкальные произведения, а когда царь и двор привыкли к этому, Яган просил разрешить труппе «комедийное действо и потеху».