искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 5

5—38

Жизель.

76 лет тому назад, 18 декабря 1842 года, был впервые в России поставлен балет «Жизель». Балет этот появился в тяжелое время, сразу после отъезда Марии Талиони, очаровавшей петербургскую публику, решившую, что после улетевшей Сильфиды Большой театр посещать неинтересно. Театр на балетных спектаклях пустовал, и это поставило Дирекцию в необходимость придумать средство к поднятию сборов. Тогда командировали балетмейстера Титюса в Париж для привоза боевой новинки, и он привез новый балет «Жизель» Теофиля Готье и Коралли, приспособленный для сцены «Grand Opèra» Сен-Жоржем. Участие таких имен в сочинении балета гарантировало его полный успех и оправдало все возлагавшиеся на него надежды. «Жизель» в Петербурге, как и в Париже, стала перлом балетного репертуара и держится в нем так долго, как не удержался еще ни один балет. Роль «Жизели» стала экзаменом на аттестат мимической зрелости для всех балерин мира, и можно сказать с уверенностью, что за эти семьдесят лет в нем экзаменовались почти все лучшие русские танцовщицы. Сюжет «Жизели», сильно драматический, даст богатейший материал для выявления мимических способностей и, именно вследствие богатства материала, представляет широкое поле для различной трактовки заглавной роли.

В 40-х годах, после исполнения Жизели — «первой танцовщицей Российских Императорских театров», г-жей Е. И. Андреяновой, трактовка этой роли почти не изменялась: был выработан как бы утвержденный образец, от которого следующие исполнительницы Т. П. Смирнова, О. Т. Шлефохт, даже Люсиль Гран мало отступали. Драма Жизели передавалась по трафарету популяризованных трагедий, без проявления инициативных вариантов и самобытных оттенков. Далее «Жизель» исполнялась бесконечным рядом хореографических звезд как первой, так и второй величины и наконец была признана устаревшей, и почти сошла с репертуара.

Воскресила «Жизель» Анна Павлова; ее гениальная игра и полные поэзии танцы на памяти всех современников. Эта роль была бесспорно коронной в репертуаре этой исключительно даровитой артистки. «Жизель», в исполнении Павловой получила совершенно новый интерес, а игра ее была так вдохновенна и так реальна, что вызывала слезы... А вызвать у публики слезы, не произнеся ни одного слова, — очень не легко, и дано немногим...

Последней исполнительницей Жизели была Т. П. Карсавина, трактовавшая эту роль в более мягких, чисто роман-