искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 5

5—29

том всего, а не началом и не срединой. Только окончание вагнеровской драмы отчасти соприкасается с «Песней о Нибелунгах», и то лишь с ее первой книгой. Уже в этом первоначальном проекте главными героями являются Зигфрид и Брингильда; Гунтер и Кримгильда (Гутруна) — второстепенные персонажи, интересные лишь постольку, поскольку они имеют отношение к трагической судьбе героической четы. Одним словом, Вагнер отвернулся от рыцарской легенды в сторону чистого мифа. Отвергнув полуисторическую «Песнь», он остановился на величавых и цельных образах северных богов и героев, — и этот факт составил в его творчестве целую эпоху. Ибо он тут гениальным чутьем художника выполнил то, что его разум вполне усвоил лишь несколько лет спустя, — именно, что «народный миф несравненен, так как всегда правдив, и его внутреннее содержание, несмотря на теснейшую сжатость, во все времена остается неисчерпаемым».

Таким образом мало-помалу создалась «сага саг» — трилогия «Кольца Нибелунга», совершенно затмившая все остальное в этой области. Нельзя не восхищаться этим капитальным созданием, нельзя не преклониться перед великим художником, который из древних сказаний-верований сумел выбрать все существенное и характерное, пластично соединил воедино разрозненные мифы, обработал их в оригинальнейшей форме и развернул перед нами, при помощи могущественных чар поэзии-музыки,— грандиозную, мировую трагедию богов и людей.

«Валькирия», первый день трилогии, — драма отца богов Вотана и его детей. Здесь вполне определяется грядущий «Закат» небожителей; но зерно неминуемой катастрофы заложено уже в предвечерии — в «Золоте Рейна».

Виктор Коломийцов.