искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 4

4—61

пользу Литературного Фонда. Письмо находится в собрании Н. М. Лисовского, написано типичным, мало разборчивым старческим прчерком и в выдержках было помещено А. Д. Галаховым в его воспоминаниях «Литературная Кофейня» («Русская Ст.» 1886 г. № 6, с. 696, 697). Здесь письмо помещается полностью, без всяких выпусков и с соблюдением орфографии Щепкина.

 

Милостивый Государь

Алексей Дмитриевич!

Извините нас перед Комитетом, что в настоящее время не можем выполнить его желания, потому что на днях мы даем литературно-музыкальный вечер в пользу воскресных школ и потому, что в настоящее время, они более имеют нужду в пособии, а в будушем посту мы дадим в пользу литераторов, и то не вследствие желания Комитета, а собственно по сердечному желанию всей труппы , которая наложила на себя вечный обет ежегодно давать таковой в пользу литераторов каждый пост. Простите! Эта мысль не моя, а всей труппы — что же, собственно до меня, то я на старости лет, в настоящее время, в самом страдательном положении. Всю свою жизнь я изучал драматическое искусство, руководствовался всеми великими творцами по этой части и выслушивал мнения современных мне мыслящих людей и даже начал думать, что я кое-что смыслю. Это было для меня наградой за 50-тилетний труд, потому что я теперь еще учусь и что же, представьте мое положение, на днях я убедился, что я совершенной невежа в этом деле или скорее человек отсталый (в этом деле). Я прочел в журнале Искусство отчет Академии за выданную премию г. Островскому за Грозу определенную; по вашему разбору, который меня удивил, вы очень тонко и осторожно выставили ее достоинства, — не менее других уважая г. Автора, мне было обидно читать высказанные достоинства этой пьесы, тогда как на лучшие места не обратили внимания, например, как не удивляться этой сцене, где русская женщина выросла так высоко, что публично признается, что она курва, — как вы не указали на эту юродивую барыню с двумя лакеями, которая произносит свой суд над черным народом — все это напоминает древний хор, а это уже именно принадлежит автору, потому, что в действительности этого нет и наконец, как упустили из виду два действия, которые происходят за кустами