искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 4

4—49

Идущим на сцену.

(К открытию русской драматической школы).

Когда я вижу людей, стремящихся на сцену, у меня всегда является вопрос, что их влечет туда, чем очаровывают их сказочные огни рампы?

Одни из них идут в театр, как шли бы во всякое другое место, где можно найти должность и обеспечить себя. Благодарная внешность, красивый голос, а иной раз и умение ловко устроить свои делишки помогают им проникнуть на сцену. И они с холодными сердцами служат там, как служил бы в какой-нибудь конторе или департаменте, а при неудаче или просто найдя более выгодное занятие — без тоски и сожаления уходят из театра, и театр не вспомнит их и не пожалеет о них.

Другие, наоборот, робкие и неуверенные, отдают себя скромной жертве во имя искусства. Скупо одаренные судьбой, незаметные, они будут в тени кулис делать ту невидную работу, без которой невозможна многогранная жизнь театра. Они трепетно вступят на подмостки, благоговейно причастятся искусству, — и в этой жертвенной бескорыстной готовности отдать себя театру будет их и подвиг, и награда.

Но много богато одаренных натур, талантливых и ярких, несут на сцену свои честолюбивые мечты, яркие надежды и гордые ожидания. Смело вступают они на подмостки и дерзко простирают руки к желанным лаврам, — и сколько разочарований, сколько несбывшихся грез, разбитых упований ждет их на избранном пути.

К ним я хочу сказать мое слово. Не думайте, что, идя на сцену, вы идете на сплошной праздник и веселье. Сцена дает много высокой, чистой радости, но достигнете вы ее путем большого тяжелого труда. Чтобы овладеть своим «я» и сделать его материалом