искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 4

4—44

да и поныне продолжает благополучно существовать. Впервые в одном из старых документов конца царствования Екатерины II упоминается о «неких подлых посадских людях, кои скупаючи билеты на Российский Придворный и Большой Каменой театр, оные продают с барышом привеликим, а посему повелено оных людишек, буде пойманы, наказывать кнутом и в арестанском доме держать, покуда не исправятся». В период расцвета русской казенной сцены и при гастролях иностранных знаменитостей барышничество принимало колоссальные размеры, и этой профессией питался большой контингент смышленых мелких дельцов. Барышники все друг друга знали, иногда соединялись в организованные шайки, работавшие систематически и дружно.

Известен случай с знаменитой балериной 70-х годов, П. П. Лебедевой, которую однажды вблизи Большого театра в Москве понесли лошади. Перепуганная танцовщица, быть может, погибла бы, если бы бывшие здесь барышники не бросились на помощь и не задержали бы лошадей... — «О, как мне благодарить вас?» — воскликнула растроганная артистка. — «Да что ты, матушка, помилуй, какие же благодарности, ведь ты наша кормилица и поилица!» — ответил хор барышников. Благородные порывы барышников, как оказывается, были нередки: и Фанни Эльслер, и Виржиния Цукки в прощальные бенефисы получали ценные подношенья с трогательными надписями от нажившихся на их гастролях барышников.

В 70-х и 80-х годах театральное барышничество (особенно Мариинского театра) постепенно сконцентрировалось в руках одного крупного предпринимателя, хорошо памятного старым театралам, Королькова, который за 20 с лишним лет этой «общественной деятельности» составил приличное состояние. В последние годы Корольков сам билетов не покупал и