искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 4

4—30

Театральная публика в древнем Риме.

 

В древнем Риме, как и в Греции, театральные зрелища были бесплатными и доступными для всех граждан, как богатых, так и бедных, как образованных, так и необразованных. Они могли являться туда не только сами, но брать и жену, и детей. Не допускались на представления лишь рабы да иностранцы, но и то только в теории, а не на практике. Постоянных театров долгое время не было из боязни, что народ привыкнет к зрелищам и будет проводить на них целые дни, как и было впоследствии. Всем известны знаменитые слова сатирика Ювенала (II в. по Р. Хр.), что римский народ жаждет только «хлеба и зрелищ».

Первый постоянный каменный театр был выстроен соперником Юлия Цезаря, Помпеем, в 55 году до Р. Хр. Но и тогда еще это новшество показалось многим очень опасным, и, чтобы спасти свою постройку от грозившего ей уничтожения, Помпей соорудил рядом с ней храм в честь Венеры Победительницы, так что мраморные сиденья театра должны были служить ступенями, ведущими к жилищу богини. До этого же зрители должны были приносить сиденья с собою или помещались на корточках, или прямо ложились, или, наконец, стояли.

Конечно, такая пестрая и разместившаяся в полном беспорядке масса вела себя очень шумно (не надо забывать, что южные народы и сами по себе гораздо подвижнее северян) и во всяком случае вполне непринужденно. Успокаивали публику прежде всего особые чиновники, наблюдавшие за порядком. Затем об этом же заботился и содержатель труппы актеров, для которого было важно, чтобы зрители могли, как следует, выслушать пьесу. Поэтому представление начиналось с так называемого пролога.

Произносивший его прежде всего призывал зри-