искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 3

359

Главным отличием этого спектакля от других служит то, что исполнителями пьесы были не профессиональные артисты, прошедшие специальную, сценическую школу, а рабочие, явившиеся на сцену без всякой технической подготовки, прямо с заводов и фабрик.

— Среди участвующих в этом спектакле один только я не принадлежу к рабочим, — сказал нам организатор художественной студии Пролеткульта, тов. А. А. Мгебров.

Я участвовал только потому, чтобы на сцене было больше людей. В нашем спектакле было занято полтораста человек. Могло бы быть двести, если бы хор Пролеткульта не отправился на фронт.

Постановка «Взятия Бастилии» является собственно нашим первым опытом, первым дебютом, в смысле постановки пьесы. До сих пор мы исполняли инсценированные произведения. Но лучших исполнителей для этой пьесы, чем рабочие, принесшие с собой на сцену свежесть и энтузиазм, я — и не желал. Достаточно рекомендует их то, как они справились с Уйтменом. Ведь далеко не вся интеллигенция знакома с его произведениями, а они прекрасно поняли, почувствовали его. Он как-то влился, вошел в их душу. Я считаю, что Пролеткульт является в данное время единственным, настоящим театром.

Особенностью нашей студии является то, что мы являемся профессионалами. Никто из работников Пролеткульта ни на секунду не думает о том, чтобы на афише спектакля была его фамилия. Все озабочены только успехом представления, как целого. У нас нет ни обиженных самолюбий, ни жажды славы. Наш театр есть театр «искусства для искусства». Студия Пролеткульта будет расти и расширяться. Мне представляется наш театр грандиозным дворцом, где сотни людей держат в своих мозолистых руках молот, кующий новые формы искусства!

Возвращаясь к «Взятию Бастилии», должен сказать, что эта собственно романтическая вещь не совсем в плане нашего театра. Но мы поставили ее потому, что она принадлежит перу Ромен Роллана, письмо которого к русскому пролетариату только на днях было напечатано в газетах. Я задумал постановку «Взятия Бастилии» несколько по-другому, в смысле подхода. Я думал поставить эту грандиозную вещь на площади, и такая постановка, конечно, производила бы более внушительное впечатление. На фронте, куда мы поедем после празднеств, мы и будем исполнять пьесу под открытым небом.

Р.