искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 3

3—39

тот идет в театр: покупает билет и несет известные расходы. Для грека посещение театра было, можно сказать, обязательным: об этом заботилось государство; да и вообще древнеэллинская драма, как составная часть культа, находилась в заведывании государства, а время представлений совпадало с известными празднествами и ограничивалось определенными сроками.

Наконец, следует заметить, что театральные представления, как и все греческие игры, составляли сами по себе так называемые агоны, т. е. состязания: соперничали друг с другом поэты, сочинители, или данные государством для участия в представлении хоры, или, наконец, состязались актеры, исполнявшие первые роли. Снаряжение хора, как общественная повинность, возлагалась на отдельных граждан.

Современная драма, как уже было указано, еще не возвысилась до общественной роли древней драмы, имевшей столь великое значение в области политической и нравственной жизни народов, и, действительно, в античной драме были затронуты самые животрепещущие вопросы. Прометей переносит ужаснейшие мучения за спасение рода человеческого (в трагедии Эсхилла «Прикованный Прометей»), гордый властитель востока посягнул на свободу и культуру эллинов и несет за это страшное наказание (в «Персах» Эсхила), Креон личному спокойствию и семейному счастию предпочел интересы государства (в «Антигоне» Софокла), человек страданиями искупил вину и из преступника сделался как бы святым: его тело исчезает таинственным образом вместе с душой (в «Эдипе в Колоне» Софокла), Эдип падает жертвою рока, чтобы возвысить человечество красотою своей жизни, борьбы и гибели (в «Эдипе царе» Софокла), девочка идет радостно на смерть, узнав, что этим она спасет отечество («Ифигения в Авлиде» Еврипида), и т. д. и т. д.